Парламентские слушания, прошедшие на прошлой неделе, по инициативе Комитета Госдумы по энергетике посвященные проблематике энергосбережения, оказались на редкость не спокойными.
Глава профильного Комитета Павел Завальный отметил, что очень часто с разных трибун звучит упоминание о том, что к 2020 году Россия должна снизить энергоемкость ВВП на 40%. Этот же показатель заложен в Энергостратегии России на период до 2030 года. Однако обозначенная цель вряд ли будет достигнута — по оценкам аналитиков, в лучшем случае энергоемкость ВВП удастся снизить на 17-18%. При этом для поддержания глобальной конкурентоспособности отечественной экономики необходимо его двукратное снижение. «Сложившаяся ситуация говорит о том, что мы стали ставить недостаточно амбициозные цели, и даже по их достижению существенно недорабатываем. Причем наиболее эффективно идет работа как раз по нормативному обеспечению энергосбережения – необходимые документы, программы и прочие нормативно-правовые акты разрабатываются и принимаются, а вот в части реализации заложенных в них задач и работы конкретных механизмов, в том числе, технического регулирования есть пробелы», — заявил парламентарий.
В то же время господин Завальный убежден, что Россия обладает огромным потенциалом для внедрения решений в области энергоэффективности: сегодня энергоемкость российской экономики в 1,5 раза выше американской, вдвое выше, чем у ведущих стран Европы и Китая, обладающего схожей структурой экономики и энергетики на основе угольной генерации. Самой энергоемкой отраслью экономики России является ТЭК. Между тем, имеющаяся нормативная база, направленная на обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, нуждается в совершенствовании. Работа в этой области ведется, на рассмотрении в Комитете несколько законопроектов по данной тематике.
Статс-секретарь - заместитель Министра энергетики России Юрий Сентюрин согласился, что энергоэффективность и энергосбережение — несомненно, важные условия развития российской экономики, а цель снижения энергоемкости ВВП на 40% от уровня 2007 года вполне соответствует мировым трендам. Причем 26,5% предполагалось снизить за счет мер структурного характера в экономике, это зона ответственности Минэкономразвития РФ; 13,5% — за счёт технологической модернизации по мероприятиям госпрограмм, это непосредственно зона ответственности Минэнерго. Однако в связи с изменением макроэкономических условий, упомянутый показатель (13,5%) был скорректирован Правительством РФ до 9,54%. По мнению Сентюрина, необходимая нормативно-правовая база в области энергоэффективности в основном создана, она соответствует мировой практике.
Однако заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Александр Рыбас, заявил: «Один из видов надзора, отнесенный к нашей компетенции – это государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Эту функцию мы осуществляем совместно с ФАС и Роспотребнадзором. Хотя выработка государственной политики в этой сфере к нашим полномочиям не относится, в результате правоприменительной практики мы видим необходимость концептуального пересмотра подходов к методам государственного регулирования в сфере энергоснабжения. Дело в том, что при осуществлении мероприятий по контролю и надзору, Ростехнадзор фактически осуществляет проверку трех формальных требований: принятие программ энергосбережения – проверяется просто факт наличия такой программы; проведение энергообследования – проверяется факт наличия энергетического паспорта; и наличие приборов учета. К нашим полномочиям также отнесен контроль соблюдения требований энергоэффективности зданий, строений и сооружений. Однако с момента наделения Ростехнадзора полномочиями по контролю и надзору в сфере энергосбережения, а это произошло еще в 2010 году, до настоящего времени такие требования Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а до этого Министерством регионального развития РФ так и не установлены».
Юрий Сентюрин добавил, что в соответствии с Национальной климатической доктриной и федеральным законом об энергосбережении и энергоэффективности от 2009 года Минэнерго разработало государственную программу РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая вступила в действие с 2013 года. Он подчеркнул: координация работы органов государственной власти по реализации госполитики в области энергоэффективности, в том числе по этой программе, строится в соответствии с поручением Правительства через Межведомственный координационный совет по реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности». С участием региональных собраний на сегодняшний день организован мониторинг реализации госполитики в субъектах.
По его словам, одним из ключевых направлений реализации политики в сфере энергосбережения является формирование многоуровневой структуры государственного управления энергосбережением с отраслевой зоной ответственности и внедрение системы объективных ключевых показателей энергоэффективности в план развития во всех отраслях экономики. Соответствующее решение было принято на заседании президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию, которое состоялось 22 ноября 2013 года.
— Минэнерго совместно с Росстатом разработало систему объективных ключевых показателей энергоэффективности, всего 24 позиции, которые, по нашему мнению, позволяют формировать планы развития отраслей с учетом требования снижения энергоемкости. В госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики» включено семь таких отраслевых показателей энергоэффективности. В настоящее время в 5 из 13 отраслевых государственных программ такие показатели также включены. 63% государственных программ субъектов РФ включают в себя показатели энергоэффективности. Кроме того, 23 региона утвердили планы-графики повышения энергоэффективности на период до 2025 года. Отмечу, что буквально в эти дни Правительство вносит в Госдуму проект федерального закона, предусматривающий переход на отраслевой принцип формирования требований к программам энергоэффктивности компаний, — сообщил представитель Минэнерго.
На парламентский слушаниях прозвучали разные точки зрения: некоторые говорили, что органы власти уделяют недостаточно внимания вопросу энергосбережения, и больше делается на словах, нежели в реальности; другие замечали, что пропаганда энергосберегающего образа жизни привела к тому, что самого простого потребителя перегрузили излишней ответственностью, вследствие чего у людей снижается мотивация к экономии энергоресурсов.