Государственная политика в области энергосбережения. Интервью С.А.Михайлова журналу "Энергоэксперт"
На вопросы журнала «Энергоэксперт» отвечает директор Департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики Российской Федерации Сергей Алексеевич МИХАЙЛОВ.
Энергоэксперт. Какие основные направления по повышению энергоэффективности вы можете отметить?
Сергей Михайлов. С момента образования Минэнерго России в мае 2008 года решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности стало одним из основных приоритетов деятельности министерства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и поручения Правительства Российской Федерации от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772 Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики, который включает пять основных направлений:
§ разработка современной нормативно-правовой базы;
§ формирование организационных структур;
§ государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
§ взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
§ информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По этим направлениям уже достигнуты определенные результаты.
Разработан и 21 ноября 2008 года принят Государственной Думой в первом чтении проект Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
В результате доработки законопроекта по предложениям федеральных и региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и общественных организаций Минэкономразвития России с участием Минэнерго России подготовило предложения ко второму чтению федерального закона, в которых учтены современный мировой опыт, особенности государственного управления и механизмы рыночного регулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.
В направлении формирования организационных структур подготовлены предложения по созданию федерального государственного учреждения «Агентство по энергоэффективности» для привлечения инвестиций в сферу энергосбережения и повышения энергоэффективности, развития сети энергосервисных компаний в субъектах Российской Федерации и инжиниринговых компаний для внедрения инновационных отечественных и зарубежных энергосберегающих технологий.
В соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» разрабатывается проект Государственной программы энергосбережения, предусматривающий массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
По инициативе Минэнерго России создан межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства. Реализуется и ряд других мероприятий.
ЭЭ. На кого в первую очередь направлен закон «Об энергосбережении»?
СМ. Законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Субъектами этих отношений являются как потребители, так и производители энергетических ресурсов. Законопроект устанавливает требования по вопросам энергосбережения и повышения энергетическрй эффективности, находящимся в компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, исполнительных органов предприятий, организаций, учреждений, некоммерческих объединений граждан.
ЭЭ. Что создало предпосылки для прямого запрета энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход электроэнергии?
С.М. В доработанной редакции законопроекта нет прямого запрета на оборот неэнергоэффективных энергетических устройств, за исключением осветительных ламп накаливания. Предусматривается, что прежде всего должны быть установлены классы энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств, компьютерной и организационной техники, находящихся в обращении на территории Российской Федерации.
При этом Правительство Российской Федерации вправе установить перечень иного энергетического оборудования, в отношении которого устанавливаются классы энергетической эффективности.
Изготовители, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров в Российскую Федерацию, обязаны маркировать производимые или импортируемые ими бытовые энергопотребляющие устройства, компьютерную и организационную технику, а также иное энергетическое оборудование по классу энергетической эффективности.
А вот к обороту на территории Российской Федерации не будут допускаться те бытовые энергопотребляющие устройства, компьютерная и организационная техника, которые не имеют такой маркировки.
Таким образом, выбор остается за потребителем - покупать высококлассную энергосберегающую технику или энергорасточительную технику с низким классом энергоэффективности.
ЭЭ. В проекте закона речь идет о производстве и обороте бытовых энергетических устройств. Будет ли контролироваться также оборот и производство промышленных устройств?
С.М. Да, такие нормы законопроектом предусмотрены. В целях сокращения непроизводительного расхода энергетических ресурсов федеральными законами Российской Федерации могут быть установлены ограничения или запрет в области производства и оборота энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов при условии достаточности предложения на рынке аналогичных по целям использования энергетических устройств с большей энергетической эффективностью.
Однако при подготовке решения об ограничении или запрете в области производства и оборота энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти должен осуществить мониторинг и прогнозирование наличия в достаточном количестве энергетических устройств аналогичного использования и, при необходимости, разработать программу стимулирования производства и продажи энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью для обеспечения их достаточного предложения на российском рынке к дате вступления в силу ограничения или запрета на производство и оборот соответствующих энергетических устройств.
ЭЭ. Какие организации будут проводить обязательный энергоаудит предприятий? Будет ли проводиться государственная аккредитация энергоаудиторских компаний?
С.М. В соответствии с законопроектом, проведение энергетического аудита будут осуществлять субъекты профессиональной и предпринимательской деятельности, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического аудита, в соответствии с требованиями законодательства о саморегулируемых организациях. Государственная аккредитация энергоаудиторских компаний не предусмотрена.
ЭЭ. Кто будет контролировать исполнение региональных программ энергосбережения? Будет ли введен госконтроль за энергосбережением?
С.М. В статье законопроекта, посвященной региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержится положение о том, что в составе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В то же время требования к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждаются Правительством Российской Федерации и включают в том числе перечень целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перечень обязательных к включению в такие программы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их реализации.
Отсюда следует, что контроль выполнения региональных программ будет осуществляться на федеральном уровне.
Что же касается государственного контроля за энергосбережением, то он будет осуществляться в рамках контроля за ходом выполнения Государственной программы энергосбережения, и, кроме того, законопроектом предусмотрена подготовка ежегодного национального доклада о ходе и результатах реализации законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
ЭЭ. Регулируемые организации в принципе не заинтересованы в том, чтобы показывать возможности по энергосбережению для того, чтобы защитить тариф. Каким образом будет решаться эта проблема?
С.М. Проект федерального закона обязывает регулируемые организации (в отношении регулируемых видов деятельности) утверждать и реализовать программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Для этих программ Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти будут утверждаться обязательные к включению (учету) в программы:
§ целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы;
§ обязательные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их реализации;
§ показатели энергетической эффективности устройств (оборудования), создаваемых (модернизируемых) в рамках производственной и инвестиционной деятельности организации, и иные требования к таким программам.
При этом формирование инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций (в отношении регулируемых видов деятельности), а также регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемых организаций будет осуществляться с учетом программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.
Расходы на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление мероприятий, обязательных к включению в программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, будут учитываться при установлении тарифов на товары (услуги) регулируемых организаций.
ЭЭ. Разработаны ли какие-либо конкретные мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению для сетевых компаний, в частности МРСК?
С.М. Минэнерго России проводит работу по нормированию технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. В декабре прошлого года министерство выпустило приказ, направленный на повышение достоверности расчетов и совершенствование процедуры утверждения нормативов.
Несмотря на значительные усилия, прилагаемые к сдерживанию роста потерь электроэнергии в электрических сетях, в отдельных электросетевых организациях фактические потери достигают 20 % и выше от отпуска электроэнергии в сеть при технологических потерях, не превышающих 10-12 %, а в целом относительные потери в 2-2,5 раза выше, чем в электрических сетях промышленно развитых стран.
В апреле этого года состоялось совещание у первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Одним из вопросов, поднятых на этом совещании, был вопрос разработки программы государственной поддержки проблемных регионов, в том числе Северного Кавказа, направленной на выполнение сетевыми организациями, гарантирующими поставщиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ряда мероприятий, в том числе поэтапного снижения сверхнормативных потерь до уровня нормативных потерь к 2013 году и повышения уровня оплаты электрической энергии потребителями розничного рынка.
Во исполнение указанного протокола в Минэнерго России на рассмотрение поступила пилотная Сводная программа мероприятий по снижению сверхнормативных потерь электрической энергии в распределительных сетях на территории Северного Кавказа. Данная программа разработана на три года (2010-2012 гг.) и оценивается в 5 млрд. руб. Ожидается, что совокупный экономический эффект от реализации программы составит порядка 7 млрд. руб.
Аналогичные программы разрабатываются всеми филиалами ОАО «Холдинг МРСК».
ЭЭ. Планируется ли поддержка предприятий, занимающихся разработкой энергосберегающей продукции? В какой форме будет осуществляться эта поддержка?
С.М. Такая поддержка будет осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в области энергосбережения и энергетической эффективности будет осуществляться с учетом предъявляемых к таким товарам, работам, услугам требований по энергетической эффективности.
Во-вторых, государственная поддержка разработки и использования энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью.
В-третьих, реализация программ стимулирования производства и продажи энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью для обеспечения их достаточного предложения при установлении ограничений (запрета) в области производства и оборота энергетических устройств аналогичного использования, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов.