НП СРО «Гильдия Энергоаудиторов» 

 

 

 

Москва, Фурманный переулок, д.9/12, этаж 4, офис 514

E-mail: info@guildenergo.ru   Тел.  +7(495)660-50-57

Государственная политика в области энергосбережения. Интервью С.А.Михайлова журналу "Энергоэксперт"

На вопросы журнала «Энергоэксперт» отве­чает директор Департамента государственной энергетической политики Министерства энер­гетики Российской Федерации Сергей Алек­сеевич МИХАЙЛОВ.

Энергоэксперт. Какие основные направ­ления по повышению энергоэффективности вы можете отметить?

Сергей Михайлов. С момента образования Минэнерго России в мае 2008 года решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности стало одним из основ­ных приоритетов деятельности министерства.

Во исполнение Указа Президента Россий­ской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энерге­тической и экологической эффективности российской экономики» и поручения Прави­тельства Российской Федерации от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772 Минэнерго России разработало комплексный план мер по реа­лизации политики энергосбережения и по­вышению энергоэффективности российской экономики, который включает пять основных направлений:

§ разработка современной нормативно-правовой базы;
§ формирование организационных структур;
§ государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
§ взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
§ информационная и образовательная под­держка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципаль­ном уровнях.

По этим направлениям уже достигнуты определенные результаты.

Разработан и 21 ноября 2008 года при­нят Государственной Думой в первом чтении проект Федерального закона «Об энерго­сбережении и повышении энергетической эффективности».
В результате доработки законопроекта по предложениям федеральных и региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и общественных организаций Минэкономраз­вития России с участием Минэнерго России подготовило предложения ко второму чтению федерального закона, в которых учтены со­временный мировой опыт, особенности госу­дарственного управления и механизмы ры­ночного регулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В направлении формирования органи­зационных структур подготовлены пред­ложения по созданию федерального госу­дарственного учреждения «Агентство по энергоэффективности» для привлечения инвестиций в сферу энергосбережения и повышения энергоэффективности, развития сети энергосервисных компаний в субъек­тах Российской Федерации и инжиниринго­вых компаний для внедрения инновационных отечественных и зарубежных энергосбере­гающих технологий.

В соответствии с «Основными направле­ниями деятельности Правительства Россий­ской Федерации на период до 2012 года» разрабатывается проект Государственной программы энергосбережения, предусма­тривающий массовое применение энерго­сберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реали­зацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

По инициативе Минэнерго России создан межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энерго­эффективности, связям с бизнесом и регио­нами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энергосбере­жению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства. Реализуется и ряд других мероприятий.

ЭЭ. На кого в первую очередь направлен закон «Об энергосбережении»?

СМ. Законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективно­сти» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энер­госбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Субъектами этих отношений являются как по­требители, так и производители энергетиче­ских ресурсов. Законопроект устанавливает требования по вопросам энергосбережения и повышения энергетическрй эффективно­сти, находящимся в компетенции федераль­ных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправле­ния, исполнительных органов предприятий, организаций, учреждений, некоммерческих объединений граждан.

ЭЭ. Что создало предпосылки для прямого запрета энергетических устройств, допуска­ющих непроизводительный расход электро­энергии?

С.М. В доработанной редакции законопро­екта нет прямого запрета на оборот неэнергоэффективных энергетических устройств, за исключением осветительных ламп накали­вания. Предусматривается, что прежде всего должны быть установлены классы энергети­ческой эффективности бытовых энергопотре­бляющих устройств, компьютерной и органи­зационной техники, находящихся в обраще­нии на территории Российской Федерации.

При этом Правительство Российской Фе­дерации вправе установить перечень иного энергетического оборудования, в отношении которого устанавливаются классы энергети­ческой эффективности.

Изготовители, а также организации и ин­дивидуальные предприниматели, осущест­вляющие импорт товаров в Российскую Федерацию, обязаны маркировать произ­водимые или импортируемые ими бытовые энергопотребляющие устройства, компью­терную и организационную технику, а также иное энергетическое оборудование по клас­су энергетической эффективности.

А вот к обороту на территории Российской Федерации не будут допускаться те бытовые энергопотребляющие устройства, компью­терная и организационная техника, которые не имеют такой маркировки.

Таким образом, выбор остается за потре­бителем - покупать высококлассную энер­госберегающую технику или энергорасточи­тельную технику с низким классом энерго­эффективности.

ЭЭ. В проекте закона речь идет о произ­водстве и обороте бытовых энергетических устройств. Будет ли контролироваться так­же оборот и производство промышленных устройств?

С.М. Да, такие нормы законопроектом пред­усмотрены. В целях сокращения непроизво­дительного расхода энергетических ресурсов федеральными законами Российской Феде­рации могут быть установлены ограничения или запрет в области производства и оборота энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов при условии достаточности предло­жения на рынке аналогичных по целям исполь­зования энергетических устройств с большей энергетической эффективностью.

Однако при подготовке решения об огра­ничении или запрете в области производ­ства и оборота энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти должен осуществить мониторинг и прогнози­рование наличия в достаточном количестве энергетических устройств аналогичного ис­пользования и, при необходимости, разра­ботать программу стимулирования производ­ства и продажи энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью для обеспечения их достаточного предложе­ния на российском рынке к дате вступления в силу ограничения или запрета на производ­ство и оборот соответствующих энергетиче­ских устройств.

ЭЭ. Какие организации будут проводить обя­зательный энергоаудит предприятий? Будет ли проводиться государственная аккредитация энергоаудиторских компаний?

С.М. В соответствии с законопроектом, проведение энергетического аудита будут осуществлять субъекты профессиональной и предпринимательской деятельности, являю­щиеся членами саморегулируемых организа­ций в области энергетического аудита, в со­ответствии с требованиями законодательства о саморегулируемых организациях. Государ­ственная аккредитация энергоаудиторских компаний не предусмотрена.

ЭЭ. Кто будет контролировать исполнение региональных программ энергосбережения? Будет ли введен госконтроль за энергосбере­жением?

С.М. В статье законопроекта, посвященной региональным программам в области энергос­бережения и повышения энергетической эф­фективности, содержится положение о том, что в составе показателей для оценки эффек­тивности деятельности органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации утверждаются показатели в области энерго­сбережения и повышения энергетической эф­фективности.

В то же время требования к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждаются Правительством Российской Федерации и включают в том числе пере­чень целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перечень обязательных к включению в такие программы мероприятий по энергосбереже­нию и повышению энергетической эффектив­ности и сроки их реализации.

Отсюда следует, что контроль выполнения региональных программ будет осуществляться на федеральном уровне.

Что же касается государственного кон­троля за энергосбережением, то он будет осуществляться в рамках контроля за ходом выполнения Государственной программы энергосбережения, и, кроме того, законо­проектом предусмотрена подготовка еже­годного национального доклада о ходе и результатах реализации законодательства об энергосбережении и повышении энерге­тической эффективности.

ЭЭ. Регулируемые организации в принципе не заинтересованы в том, чтобы показывать возможности по энергосбережению для того, чтобы защитить тариф. Каким образом будет решаться эта проблема?

С.М. Проект федерального закона обя­зывает регулируемые организации (в отно­шении регулируемых видов деятельности) утверждать и реализовать программы по энергосбережению и повышению энергети­ческой эффективности. Для этих программ Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти будут утверждаться обязательные к включению (учету) в про­граммы:

§ целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в резуль­тате реализации программы;
§ обязательные мероприятия по энергосбере­жению и повышению энергетической эффек­тивности и сроки их реализации;
§ показатели энергетической эффектив­ности устройств (оборудования), создавае­мых (модернизируемых) в рамках производ­ственной и инвестиционной деятельности организации, и иные требования к таким программам.

При этом формирование инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций (в отношении регулируемых ви­дов деятельности), а также регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) регулиру­емых организаций будет осуществляться с учетом программ энергосбережения и повы­шения энергетической эффективности таких организаций.
Расходы на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергети­ческой эффективности, обеспечивающих до­стижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетиче­ской эффективности, а также на осуществле­ние мероприятий, обязательных к включению в программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, будут учитываться при установ­лении тарифов на товары (услуги) регулируе­мых организаций.

ЭЭ. Разработаны ли какие-либо конкретные мероприятия по повышению энергоэффектив­ности и энергосбережению для сетевых компа­ний, в частности МРСК?

С.М. Минэнерго России проводит работу по нормированию технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электри­ческим сетям. В декабре прошлого года ми­нистерство выпустило приказ, направленный на повышение достоверности расчетов и со­вершенствование процедуры утверждения нормативов.

Несмотря на значительные усилия, при­лагаемые к сдерживанию роста потерь электроэнергии в электрических сетях, в от­дельных электросетевых организациях фак­тические потери достигают 20 % и выше от отпуска электроэнергии в сеть при техноло­гических потерях, не превышающих 10-12 %, а в целом относительные потери в 2-2,5 раза выше, чем в электрических сетях промышленно развитых стран.

В апреле этого года состоялось совещание у первого заместителя председателя Прави­тельства Российской Федерации И.И. Шува­лова. Одним из вопросов, поднятых на этом совещании, был вопрос разработки програм­мы государственной поддержки проблемных регионов, в том числе Северного Кавказа, направленной на выполнение сетевыми орга­низациями, гарантирующими поставщиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ряда мероприятий, в том числе поэтапного снижения сверхнор­мативных потерь до уровня нормативных по­терь к 2013 году и повышения уровня оплаты электрической энергии потребителями роз­ничного рынка.

Во исполнение указанного протокола в Минэнерго России на рассмотрение посту­пила пилотная Сводная программа меропри­ятий по снижению сверхнормативных потерь электрической энергии в распределитель­ных сетях на территории Северного Кавказа. Данная программа разработана на три года (2010-2012 гг.) и оценивается в 5 млрд. руб. Ожидается, что совокупный экономический эффект от реализации программы составит порядка 7 млрд. руб.

Аналогичные программы разрабатываются всеми филиалами ОАО «Холдинг МРСК».

ЭЭ. Планируется ли поддержка предприя­тий, занимающихся разработкой энергосбере­гающей продукции? В какой форме будет осу­ществляться эта поддержка?

С.М. Такая поддержка будет осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, размещение заказов на постав­ку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в области энергосбережения и энергетической эффективности будет осуществляться с уче­том предъявляемых к таким товарам, работам, услугам требований по энергетической эф­фективности.

Во-вторых, государственная поддержка разработки и использования энергетических устройств с высокой энергетической эффек­тивностью.

В-третьих, реализация программ стимули­рования производства и продажи энергети­ческих устройств с высокой энергетической эффективностью для обеспечения их до­статочного предложения при установлении ограничений (запрета) в области производ­ства и оборота энергетических устройств аналогичного использования, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов.