"РусГидро" вернули мощность. Заплатить за это могут сибирские потребители
Чиновники, постоянно подчеркивающие роль роста цен на электроэнергию в спаде экономики, одновременно принимают решения в пользу госкомпаний, эскалирующие этот процесс. Так, "РусГидро" сохранит 4 млрд руб. в год доходов от рынка мощности. По итогам общественного обсуждения Минэнерго решило исключить опасный для энергокомпании пункт из проекта нового регламента рынка. Но в результате резерв мощности в Сибири придется увеличить еще на 8% — заплатят за это потребители региона, где цены и без всяких перемен должны возрасти в 2014 году на 20%.
Минэнерго опубликовало проект регламента конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2014 год. По итогам общественного обсуждения из исходной версии выпал пункт, по которому отбираемая мощность ГЭС уменьшается до уровня, соответствующего маловодным годам (см. "Ъ" от 18 апреля). Эта мера должна была сократить мощность ГЭС, продаваемую на рынке, на 8 ГВт и лишить "РусГидро" примерно 4 млрд руб. доходов. Но чиновники учли замечание "Новосибирскэнергосбыта" о том, что в результате вырастет цена на мощность для потребителей за счет отбора мощности более дорогих генераторов. Пункт был исключен из проекта. "РусГидро" оценивает новую версию правил "положительно", пояснили в пресс-службе компании.
На объемы, забираемые у гидроэнергетики, планировали ввести тепловую генерацию. Такое решение принципиально для Сибири (вторая ценовая зона рынка), где на ГЭС приходится около 50% выработки. Мощность ГЭС отбирается приоритетно, и для тепловой генерации остается мало пространства, что дает о себе знать в маловодный год — как в этом году: при низкой водности Енисея, влияющей на работу двух крупнейших ГЭС России — Саяно-Шушенской и Красноярской. Когда реальная мощность ГЭС сильно отклоняется от отобранной, все равно приходится загружать тепловые станции, в том числе и не прошедшие КОМ, чья мощность не оплачивается.
Тепловые станции, несущие не компенсируемую рынком нагрузку, пополняют собой категорию "вынужденных" генераторов, для которых отдельно устанавливается повышенная плата за мощность. Их количество постоянно растет: если в январе 2012 года в вынужденном режиме поставлялось 3,5 ГВт мощности, в марте 2013-го — уже 8,7 ГВт. В ряде зон свободного перетока — например, в ЗСП "Чита" — основная генерация существует в статусе вынужденной, что существенно повышает цену на мощность в зоне. Дополнительные объемы мощности, оплачиваемой потребителями на рынке, нужны как раз для того, чтобы на него могли выйти эти станции.
Сохранение веса ГЭС в КОМ нужных объемов для вовлечения старой генерации не создает. Поэтому было принято решение создать его за счет увеличения резерва — мощности, которая должна быть наготове, чтобы покрывать колебания потребления и производства. Согласно документу, плановый коэффициент резервирования по ЗСП второй ценовой зоны должен быть повышен на 8%. Резерв увеличивает объем спроса на КОМ, тем самым давая простор для повышения заявки, и оплачивается всеми потребителями ЗСП. В этом году для Сибири он был установлен на уровне 19% и вырастет почти в полтора раза.
"Скорее всего, увеличение резерва повысит количество мощности, оплачиваемой через КОМ, с соответствующим ростом цены КОМ,— полагает аналитик ТКБ "БНП Париба Инвестмент Партнерс" Руслан Мучипов.— В результате финансовая нагрузка на потребителя, возможно, возрастет по сравнению с сегодняшней". В исходном варианте расходы потребителей, вероятно, увеличились бы меньше, добавляет аналитик. Аналитик Газпромбанка Наталья Порохова отмечает, что этот тариф примерно втрое ниже, что оказывает совокупный эффект скидки с цены мощности для потребителей в среднем на 41%. Уменьшение мощности ГЭС на рынке привело бы к снижению этого эффекта и дополнительному повышению цены для потребителя — о чем и говорил "Новосибирскэнергосбыт". Теперь этого не произойдет. Однако увеличение резерва влечет за собой увеличение объема оплачиваемой мощности, а следовательно, и рост конечной цены, которая и так в 2014 году должна вырасти в Сибири на 20%.
В статье использованы материалы "Ъ-Газета"