Государство включает отопление
Готовится реформа самого проблемного сектора российской энергетики
Государство начинает готовиться к реформе теплоснабжения. Россия производит 44% мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, а в платежке жителя тепло занимает более 50%. Но своим производителям оно приносит убытки, аварийность растет, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на недостаток тепла. В этом году правила игры обещают изменить, установив в пилотных регионах экономически обоснованные ценовые параметры.
На прошлой неделе министр энергетики Александр Новак заявил, что разработка модели рынка теплоснабжения станет одной из пяти ключевых задач Минэнерго в 2013 году. "Сегодня мы видим, что этому направлению нужно уделить особое внимание",— сказал он. Россия производит 44% мирового тепла, на порядок больше, чем США, тогда как электроэнергии — вчетверо меньше. И это только в рамках централизованной системы теплоснабжения (ЦСТ) без учета разрозненных котельных. Охват ЦСТ в России — более 80% жилого фонда (в том числе 91% в городах). С другой стороны, любой житель страны поднимет на смех того, кто назовет теплоснабжение отраслью без проблем. Только эта область энергетики показывает положительную динамику по аварийности, сообщает Минэнерго. По итогам отопительного сезона 2012/13 года количество аварий на теплосетях выросло на 56%. В России считается нормальным и летнее отключение горячей воды, и наступление отопительного периода по приказу мэра, а не по желанию жильцов дома.
Накопленное недоинвестирование сектора — 2 трлн руб., говорит глава "Совета производителей энергии" (СПЭ; объединяет крупную тепловую генерацию) Игорь Миронов. Подавляющее большинство компаний, работающих на рынке электроэнергии и задействованных в теплоснабжении, за 2011 год получили убыток по теплу. Совокупный отрицательный EBIT теплового бизнеса десяти теплогенерирующих компаний (ТГК) — 12,73 млрд руб. "Я берусь сказать, что теплоснабжение — самая отсталая отрасль в стране,— говорит гендиректор "КЭС-Холдинга" Борис Вайнзихер.— Я просто с трудом могу себе представить что-нибудь, что с ней можно было бы сравнить".
Легче отложить
В постсоветское время тепло прочно утвердилось на положении падчерицы электроэнергетики. Реформа сектора закладывалась на перспективу при реформе РАО "ЕЭС России" и так в перспективе и осталась. В результате, когда 1 января 2011 года рынок электроэнергии был полностью либерализован, в силу вступили даже не все положения базового закона о теплоснабжении. Принятие подзаконных актов также долго тормозилось, работа интенсифицировалась к концу 2012 года, когда были подписаны основы ценообразования, обещающие долгосрочный тариф в тепле. Именно на это теплогенерация возлагала надежды: введение тарифа по модели RAB, учитывающего доходность инвестиций, должно привлечь в теплосетевой комплекс деньги на ремонт сетей.
Но 25 февраля Владимир Путин в своем выступлении на совещании по тарифам в ЖКХ потребовал ограничить их рост в 2013 году 6% (см. "Ъ" от 26 февраля). При этом уже запланирован рост тарифов на тепло в 10,2%, не говоря об остальных коммунальных тарифах. Шок от этого требования чуть позже был смягчен разъяснением, что речь идет не о росте отдельных тарифов, а об общей платежке. Но тепловики оказались наиболее чувствительны к этой норме. Действительно, платежи конечного потребителя за тепло (то, сколько он платит с 1 кв. м жилья) в России растут, уже кое-где превышая уровень зарубежных стран. Но тариф на тепло в России (то, что получает за произведенную 1 Гкал генератор) и близко не подходит к европейскому уровню. Возникает вопрос: куда девается разница?
Куда уходит тепло?
По установленной мощности источников теплоснабжения Россия превосходит собственные потребности. Профицит мощности составляет 19%, а если учитывать резерв, то 44%. Только закрытие избыточных мощностей сэкономило бы около 67 млрд руб. в год операционных затрат, сообщается в презентации СПЭ. О том, что генерируется гораздо больше, чем потребляется, говорят и показатели по потреблению тепла жилплощадью. В России оно составляет 0,26 Гкал на 1 кв. м в год, что заметно выше, чем в Латвии (0,19 Гкал), Эстонии (0,17 Гкал) и Литве (0,14 Гкал). И в разы выше, чем в Скандинавии, в 2,5 раза — чем в Финляндии, втрое — чем в Дании и более чем вчетверо по сравнению со Швецией. При этом плата за тепло с человека приближается к шведской.
Одна из причин — неэффективность оборудования, прежде всего теплосетей. 68% теплосетей ветхие, отслужившие более 25 лет. Повреждаемость сетей в отопительный сезон с 2006 по 2011 год увеличилась в 1,7 раза. На их перекладку нужны большие средства, которые можно было бы получить из RAB-тарифа, но при сдерживании роста конечной цены уровнем инфляции при сохранении роста цен на топливо (15% — газ, 10% — уголь) RAB проблемы не решит. Потери в теплосетях составляют 20-30% при зарубежных 6-8%.
Другой источник потерь — жилой фонд. "Здесь перерасход кроется, во-первых, в стенах домов, даже новейших: с точки зрения теплоизоляции они не проходят ни по одному европейскому нормативу,— говорит собеседник "Ъ" в крупной ТГК.— Это теплопотери советских времен, когда вентиляция предполагалась через сквозящую оконную раму, что было принятым стандартом. Во-вторых, это сами рамы. В-третьих, щели в стенах". Речь идет не только о ветхом жилье, даже среди новостроек европейскому уровню соответствуют только цельнолитые дома, а панельное домостроение осталось на уровне советских ГОСТов со всеми теплопотерями советского времени, когда эффективнее было терять тепло, а не утолщать стены.
Но едва ли не основная причина — незаинтересованность поставщиков тепла в сокращении "перетопа". Тепло регулируется по принципу "затраты плюс", когда компенсируются фактические затраты с небольшой прибавкой и поставщик заинтересован в сбыте максимальных объемов тепла, а не в сокращении затрат. Более того, при установлении тарифов на год снижение затрат противоположно интересам генератора: в следующем периоде тариф ему снизят по причине уменьшения затрат.
Лучше всего в этой системе живут котельные. Если котельная, сжигая некий объем топлива, производит тепло, то ТЭЦ из того же объема получает и тепло, и электроэнергию, тепло является субпродуктом производства электричества. Когенерация (совместная генерация тепла и электроэнергии), общий КПД которой достигает 85-90%, является приоритетной по многочисленным госпрограммам. Но для нее устанавливаются отдельные тарифы на тепло, учитывающие, что часть затрат относится на производство электричества, а следовательно, компенсируется из выручки на рынках электроэнергии. Поэтому тариф ТЭЦ ниже, чем у котельных. Для когенерации котельных раздельно утверждаются и предельные темпы роста цен.
Но тариф на тепло для конечного потребителя формируется на основе совокупности тарифов в данном регионе, и в базу попадает вся совокупность ТЭЦ и котельных — как эффективных, так и неэффективных. Тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается из социальных соображений, тогда как доля промышленности, за счет которой субсидировалось население, катастрофически сократилась за последние 20 лет. Потребители отключаются от ЦСТ, строят свои котельные, а отпуск ТЭЦ падает: с момента восстановления спроса на тепло в промышленности рост потребления составил 79 млн Гкал, при этом ТЭЦ снизили отпуск на 28 млн Гкал, сообщает СПЭ.
Падает и общий объем загрузки ТЭЦ по теплу. По данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, ТЭЦ в 2012 году отпустили 545 млн Гкал тепла, что соответствует 30% потребления в стране. Доля полезно используемого сбросного тепла когенерации с 1992 по 2012 год упала с 59% до 48%. Одновременно с этим огромными темпами растет число котельных, сжигающих газ (в 2010-2011 годах годовой рост — 57,6%). Сейчас доля котельных в производстве тепла — 67%, тогда как в Дании — 20%, в Финляндии — 25%.
Потребители голосуют рублем
Те средства, которые все же причитаются поставщикам тепла, на 100% не собираются. По данным СПЭ, на 1 января 2012 года дебиторская задолженность по теплу перед 11 компаниями—членами партнерства составляла 77,93 млрд руб. (из них 36,81 млрд руб.— просроченная). На 1 апреля эта сумма уже составляла 113,06 млрд руб. (при 69,08 млрд руб. просроченного долга). Один из главных факторов — неперечисление управляющими компаниями (УК) ЖКХ денег, собранных ими с потребителя, поскольку отсутствуют механизмы воздействия на них. По закону тепло — неотключаемый ресурс, его подачу можно ограничить только на отдельные объекты, а, например, неплательщику в многоквартирном доме — нельзя, поскольку отключить его одного в большинстве домов технически невозможно, не ущемляя добросовестных плательщиков.
Тепловики давно требуют права отключать подачу тепла. Впрочем, такое право и в мировой практике предоставляется редко: например, в США, одной из самых жестких стран с точки зрения регулирования этой сферы, тепло законодательно запрещено отключать в отопительный сезон. В Казахстане, рассказывает глава НП "Российское теплоснабжение" Виктор Семенов, за неплатежи за тепло отключают электроэнергию. Отключение практикуется и в Прибалтике. Сейчас тепловики дорабатывают свое предложение об оформлении отключения, которое, возможно, удастся успеть внести в пакет предложений по росту ответственности за неплатежи (его готовит Минэнерго).
Убить лишних
Тяжелая ситуация в генерации тепла и рост платежей потребителей, которые фактически оплачивают сожженный впустую газ, побудили власти к принятию плана реформы отрасли. Не позднее конца 2013 года Минэнерго планирует создать для нее нормативно-правовую базу и дать старт пилотным проектам.
Один из постулатов реформы — переход к регулированию по методу альтернативной котельной. Это модель, в которой регулируется только конечная цена тепла для потребителя в регионе. Она определяется на основании стоимости строительства и эксплуатации потребителем собственного источника тепла — котельной. Этот тариф гарантируется организации, получающей статус единой теплоснабжающей (ЕТО) — крупнейшему поставщику тепла в регионе. Устраняются все посредники на пути к потребителю. ЕТО отвечает перед ним за качество и надежность теплоснабжения, подписывает с властями обязательства по этому параметру и график мероприятий. В пределах альтернативной котельной ЕТО вольна маневрировать на свое усмотрение, заключая контракты со смежными организациями на коммерческих началах.
Основное препятствие к введению альтернативной котельной — рост конечной цены для потребителя. В среднем по стране ожидается прибавка 15-20%, а в некоторых регионах — даже 100%. Впрочем, в некоторых регионах цена альтернативной котельной ниже действующего тарифа. Демпфировать скачок предлагается, установив переходный период, который, по ожиданиям Минэнерго, завершится к 2022 году. Но до сих пор не закрыта дискуссия о том, какая именно котельная должна быть взята за альтернативную.
В статье использованы матералы "Ъ-Газета"